Статья опубликована в бюллетене N4'99 Российской Академии Государственной службы.

В.Д. Столяр.
Церковь христиан-адвентистов седьмого дня
Адвентисты седьмого дня (АСД) - это религиозная организация одного из протестантских направлений христианства, ведущая свое служение в 202 странах мира. Единственным и непреложным основанием веры АСД является Библия - все 66 канонических книг Ветхого и Нового заветов. Адвентисты (от лат.adventus - пришествие) относятся к позднепротестантским направлениям христианства. Название отражает дух и сущность этой Церкви - особую веру в близкое Второе пришествие Иисуса Христа. Члены этой Церкви соблюдают библейскую субботу - седьмой день недели по Писанию, установленный в честь сотворения мира. Эти два основных положения воплощены и в названии организации. Одним из своих истоков адвентизм имеет религиозно-философское движение ривайвелизма (англ. геvival- возрождение, пробуждение), возникшее в XVIII в., с его призывами к духовному обновлению и возвращению к истинной апостольской церкви.
Непосредственная история адвентизма как движения в христианстве началась в XIX в. в США среди методистов, баптистов и других протестантских течений, ожидавших скорого возвращения Христа. Люди, движимые этой надеждой, объединились в 1863 г. во Всемирную церковную организацию (официально последователи этого движения стали именовать себя адвентистами седьмого дня с 1860 г.). В том же году состоялась I Генеральная конференция Церкви АСД, на которой были приняты основные документы организации: символ веры, устав, структура объединения во главе с Советом всемирного союза и т.д.
Вероучение. АСД верят в то, что вся Вселенная, видимый и невидимый мир, созданы Творцом, Триединым Богом - Отцом, Сыном и Святым Духом. Основные принципы Закона Божия воплощены в Десяти заповедях, которые обязательны для всех людей. Спасение совершается только Иисусом Христом по благодати, а не по делам, но плодом спасения является послушание этим заповедям. Получение оправдания через веру тесно увязано с пониманием того, что оправданный таким образом верующий получает от Бога как дар способность жить праведно и быть приготовленным к жизни в царстве Божьем.
Христианская эсхатология в вероучении адвентизма выглядит следующим образом: в небе находится святилище: там Христос совершает ходатайственное служение, предоставляя верующим воспользоваться заслугами Его примирительной жертвы. В 1844 г. по окончании пророческого периода в 2300 лет, Он вошел во вторую, последнюю фазу Своего примирительного служения. Оно заключается в следственном суде, в функцию которого входит окончательное удаление всех грехов. Жители неба благодаря этому удостоверятся, кто из умерших и ныне живущих на земле жили и живут во Христе, а потому достойны спасения. И когда это служение Христа завершится, одновременно с ним закончится и отведенное для людей время благодати перед Его Вторым пришествием.
Пришествие Спасителя будет буквальным, личным, видимым и охватывающим весь мир. При его возвращении умершие праведники будут воскрешены и вместе с праведниками, оставшимися в живых, будут взяты на небо, в то время как смерть постигнет тех, кто отверг Христа как своего Спасителя (2 Фее.4, 16-! 7).
Тысячелетнее царство Божие - это промежуточный период между первым и вторым воскресением. В течение этого времени совершается суд над теми, кто умер без покаяния в грехах. На земле, оставшейся без населявших ее людей, будет находиться сатана со своими ангелами. По окончании этого времени с неба на землю сойдет Христос вместе со спасенными и опустится Святой город, Новый Иерусалим. Затем последует второе воскресение грешников. Они разделят участь (смерть) сатаны и его ангелов в последней битве между Добром и Злом. Таким образом, Вселенная навеки будет освобождена от греха и грешников. Иными словами, АСД, в отличие от других христианских направлений, веря в вечную жизнь после воскресения мертвых, не признают бессмертие души и вечные муки в аду грешников. На новой земле, которая станет местом добра и справедливости. Бог приготовит вечную обитель искупленных и сделает их окружение совершенным для бесконечно продолжающейся жизни.
Важное место в вероучении придается пророческим книгам Библии, прежде всего Книге пророка Даниила и Апокалипсису, в которых сказано, что в последние дни, когда широко распространится вероотступничество, особая миссия - призвать людей к вере в Иисуса и к соблюдению заповедений Божиих - возложена на движение, именуемое в Библии "Остаток". Этот "остаток" возвещает спасение через Христа, провозглашает наступление суда Божия и проповедует приближение Второго пришествия Христа, как это символически представлено тремя ангелами в 14-й главе книги Откровения. По времени такое возвещение совпадает с судом, который совершается на Небесах, и следствием провозглашения этой вести является покаяние и преобразование жизни на земле. Адвентистская церковь видит свою задачу в исполнении этой миссии.
Обряды и богослужение. Последователи Церкви признают и практикуют христианские обряды Крещения и Вечерю Господню (причащение).
Крещение есть символ единства с Христом, прощения грехов и принятия верующим Духа Святого. Ему предшествуют наставления, преподаваемые из Священных Писаний, и принятие верующим тех учений, которые содержатся в этих Писаниях. Крещение совершается над взрослыми людьми посредством погружения в воду.
Вечеря Господня - это участие в принятии тех символов, которые представляют собой тело и кровь Иисуса, и совершается она как выражение веры в Его искупительную смерть. Приготовление к Вечере включает в себя самоисследование, покаяние и исповедание. Ее элементом, предшествующим причастию, является взаимное омовение ног (знак примирения и любви, готовности служить друг Другу). Для причастия употребляются пресный хлеб и неброженое (сухое) вино.
По учению АСД, Бог во все века дарует посредством Святого Духа членам Его Церкви духовные дары. Эти дары обеспечивают Церковь всеми необходимыми способностями и служениями для исполнения определенных Богом функций. По Библии, эти дары, удовлетворяя нужды Церкви, проявляют себя в вере, исцелении, пророчестве, проповеди, учении, управлении, примирении, утешении и в самоотверженном благотворительном служении, чтобы помочь людям и ободрить их. Некоторые члены Церкви призваны и одарены служением в роли пасторов, евангелистов, апостолов и учителей. Пророчество -один из даров Святого Духа. Этот дар является отличительным признаком Церкви Остатка. Он проявил себя в служении Елены Уайт, письменные труды которой продолжают оставаться дополнительным авторитетным источником информации, будучи для Церкви утешением, руководством, наставлением и обличением. Эти труды помогают лучше понять Писание, не дополняя его содержания и не заменяя Библию.
Этическая позиция Церкви. Важное место в учении АСД занимает проблема здоровья, основным принципом которой является девиз "в здоровом теле - здоровый дух". Это стройное учение о здоровом образе жизни и соответствующая ему практика, предполагающая физические упражнения, отдых, здоровую диету и полное исключение алкоголя, табака, наркотиков и других возбуждающих средств. Медицинские работники - члены Церкви разрабатывают передовые и эффективные профилактики против курения, алкоголя, наркомании и успешно используют их по всему миру, чтобы помочь людям освободиться от этих пороков.
В интересах развития медицинского служения обществу в Церкви по всему миру созданы разного рода институты, многочисленные образовательные центры со всеми необходимыми условиями для обучения людей принципам здорового образа жизни и умению помочь другим. Так, в Москве Церковь АСД имеет Центр здоровья, где работают квалифицированные врачи - стоматологи, диагносты и физиотерапевты; в Рязани - клиника для детей, больных церебральным параличом. Церковь признает научную медицину и с благодарностью пользуется ее средствами, помогающими восстановлению здоровья, в том числе переливанием крови. Служителям Церкви предписывается регулярно проходить медицинское освидетельствование. С другой стороны, Церковь категорически не приемлет и осуждает психотропные средства воздействия на человека и гипноз.
Заботясь о здоровье и физическом совершенстве человеческого тела. Церковь АСД неустанно напоминает верующим о необходимости внутренней моральной чистоты, о воспитании духовной и гармонически развитой личности. Признавая различия в культурах, она считает, что наша одежда должна быть простой, скромной и опрятной, соответствующей тем, чья истинная красота состоит не во внешних украшениях, а в нетленной красоте кроткого и спокойного духа.
Весьма четко определено отношение к вопросу о браке. Возрастающая сплоченность членов семьи является одним из отличительных знаков последней Трехангельской вести (Откр.. 14). Брак - это утвержденный Христом пожизненный союз между мужчиной и женщиной для их совместной жизни в любви и обязанности в воспитании у своих детей почтения и уважения к родителям, любви к Богу и ответственности перед обществом за свои дела и поступки. При вступлении в брак христиане выбирают себе супруга или супругу по личному выбору, преимущественно среди единоверцев. С точки зрения Церкви брак имеет две стороны: божественную и гражданскую. Божественная сторона управляется законами Божьими (относительно развода Христос сказал: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" или "Брак у всех да будет честен и ложе непорочно"), а гражданская - законами государства.
В соответствии с этими принципами по вопросам развода и повторного брака Церковь христиан адвентистов руководствуется следующими положениями:
I- Супружеской неверностью в браке считаются прелюбодеяние и блуд, а также сексуальные извращения, включая гомосексуализм.
2. Хотя в Писании и допускается развод по указанным выше причинам, Церковь прилагает все усилия к тому, чтобы путем морального наставления и убеждения примирить супругов.
3. В случае, если примирение не достигнуто, невиновная сторона имеет право получить развод, а также вступить в брак повторно.
4. Виновная супружеская сторона, будучи разведенной, не имеет нравственного права повторно вступить в брак, пока невиновная сторона живет и остается целомудренной вне брачного союза.
Социальная позиция. В своем отношении к общественным организациям и религиозным конфессиям АСД руководствуются принципом:
"Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди - так поступайте и вы с ними" (Матф.7, 12). Следование данному принципу означает признание равных прав всех людей перед Богом и личную ответственность перед Ним за свое отношение к ближним.
Религиозная свобода - это неотъемлемое право человека верить и поклоняться Богу согласно своей совести, без насилия и ограничения или ущемления гражданских прав; право свободно исповедовать и распространять свою религию. АСД являются последовательными сторонниками неприкосновенности этих прав, поэтому уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений - это принцип Церкви АСД.
Церковь приветствует всякое усилие, направленное на воспитание нравственности, от кого бы оно ни исходило, и готова сотрудничать со всеми людьми доброй воли в деле улучшения жизни на земле. Она считает недопустимыми межрелигиозную рознь, оскорбления в средствах массовой информации верований и традиций какой бы то ни было конфессии. Адвентисты готовы идти на контакты с представителями других конфессий с целью лучшего понимания друг друга и установления добрых взаимоотношений. Никакая конфессия не должна навязывать свои правила или условия для деятельности другой. Все церкви должны сотрудничать в деле нравственного, социального и духовного возрождения России.
Позиция АСД по вопросу воинской повинности основана на Священном писании. Адвентисты седьмого дня исходят из следующих положений.
1. Церковь определенно осуждает насилие и кровопролитие. В то же время она учит, что христиане должны быть лояльными к своему правительству настолько, насколько это не противоречит Библии, поэтому защита граждан от нападения извне и от грабителей и насильников изнутри - это неотъемлемое право и обязанность любого гражданина нашего государства.
2. В случае обязательной воинской повинности необходимо заявить о своих религиозных принципах и искать возможности воспользоваться конституционным правом на альтернативную службу.
3. Молодым людям, которым предстоит воинская служба, дается совет приобретать медицинскую специальность, чтобы иметь возможность проходить службу в медицинских частях.
Организационное устройство Церкви. Церковь АСД состоит из многих общин (поместных церквей). В функции общин входят:
- богослужение, которое включает все главные элементы первоапостольского христианского служения - это исследование Писания, проповедь, духовное пение, музыка, молитва;
- служение милосердия и благотворительность. Каждый день более миллиона человек получают помощь и поддержку от Адвентистского агентства помощи и развития (АДРА), ежегодно поставляющего тысячи тонн одежды нуждающимся во всем мире. (по заявлению Генерального секретаря ООН, АДРА является самым крупным поставщиком одежды для малообеспеченных и пострадавших от различных бедствий);
- воспитание трезвого и здорового образа жизни;
- нравственное воспитание детей и молодежи;
- укрепление устоев семьи.
Материальные средства Церкви складываются из взносов ее членов так называемой десятины - и собираемых во время богослужений добровольных пожертвований.
Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня является Всемирной Церковью, имеющей везде единое учение и единую организационную структуру. Высшим органом является Генеральная конференция (Всемирный Союз) Церкви с его духовным центром в Вашингтоне (США). Форма управления в Церкви - представительская демократия. Во всем мире численность членов организации, посещающих богослужения и ведущих активный христианский образ жизни, более 11 млн человек. Имеется разветвленная сеть издательств, учебных заведений, больниц. \
Генеральная конференция Церкви АСД имеет 13 отделений, охватывающих своей деятельностью крупные географические регионы и группы стран. В их числе Евро-Азиатское отделение, объединяющее все Союзы ХАСД в странах СНГ.
Адвентисты в России. В России последователи адвентизма появились в начале 80-х гг.прошлого века как среди россиян, так и среди немецких колонистов Крыма, южной Украины, Северного Кавказа, Поволжья. В январе 1886 г. Генеральная конференция направляет в Европу своего официального представителя Л.Р.Конради, который становится руководителем адвентистского движения в этой части мира. В связи с многочисленными письмами, поступавшими во Всемирный центр Церкви АСД из России с просьбами помочь разобраться в вопросах вероучения и в организации общин, в июне того же года Л.Конради направляется в Одессу. Там в морском порту его встретил Г.Перк. Вместе они гюбывали в Крыму, в других регионах юга России, где к тому времени ужб были группы верующих в трехангельскую весть и соблюдающих субботу. В конце 1886 г. в селении Бердебулат (Крым) Г.Конради крестил первые 19 человек. Это событие и стало точкой отсчета истории адиентистского движения в России. Одним из первых российских адвентгстских пасторов был Т.Т.Бабиенко.
Сначала адвентисты подвергались преследованию со стороны властей и Православной церкви, однако подчеркнутая позиция невмешательства в политику облегчила их легализацию. Особенно этому способствовали известный закон о свободе вероисповедания от 17 апреля 1905 г., а также письмо руководства АСД в России на имя императора, в котором излагались пункты вероучения, сообщалось о всемирной деятельности этой религиозной организации и ее отношении с государственными властями. В результате вскоре последовало официальное признание АСД, закрепленное правительственным циркуляром от 6 ноября 1906 г. В какой-то степени этот документ стал "охранной грамотой" последующей деятельности Церкви до Октябрьской революции 1917 г. К этому времени в России было уже более 7 тыс. последователей АСД.
В 20-х гг. география распространения и число последователей АСД заметно увеличилось, возникали новые общины, множились издания. В это же время российские адвентисты пережили раскол на почве отношения к власти и к проблеме службы в армии. Отколовшаяся часть - адвентисты-реформисты - образовала Всесоюзную церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня.
Наряду с другими конфессиями в ЗОУх гг. объединения адвентистов подверглись разгрому и репрессиям. Лишь в 1943-1946 гг. было вновь зарегистрировано несколько десятков общин, образовавших Всесоюзный Совет ХАСД, который, однако^ в 1960 г. был вновь ликвидирован властями. Только в 1977-1979 гг. началось новое организационное возрождение Церкви, ив 1981 г. произошло объединение общин на территории России. К этому моменту в России были уже официально оформлены следующие региональные объединения АСД (конференции): Центральное, Северо-Кавказское, Волго-Уральское, Западносибирское и Дальневосточное; все они входили в единый Республиканский союз Церкви АСД в РСФСР.
В июне 1985 г. на межреспубликанском совещании в Туле при участии более 30 региональных представителей Церкви было создано временное руководство ХАСД на территории Советского Союза - Координационный межреспубликанский с0вет во главе с М.П.Кулаковым.
28-30 ноября 1986 г. в молитвенном доме тульской церкви впервые за многие десятилетия проходил съезд Церкви АСД Российской Федерации, на который прибыли 85 делегатов, представлявших 6406 членов Церкви из 115 общин. На съезде был утвержден Устав Церкви, а также приняты решения по таким важным вопросам, как создание заочных курсов по подготовке служителей и расширение издательской деятельности Церкви.
Координационный межреспубликанский совет оставался довольно эффективным и признанным органом церковного руководства в СССР вплоть до 1990 г., когда на Всемирном 55-м съезде Генеральной конференции Церкви АСД в г.Индианаполисе (США) с участием 35 делегатов из Советского Союза Церкви в нашей стране был придан статус мирового отделения (дивизиона) Всемирной Церкви - одиннадцатого по счету. Первым президентом этого отделения стал М.П.Кулаков, секретарем - В.П.Крушеницкий, казначеем А.А.Панков. Отделение (дивизион) состояло из пяти союзов: Российского, Украинского, Молдавского, Балтийского и Южного.
Российский союз объединений был реорганизован 14 июля 1994 г. На территории страны были созданы два союза (униона) - Восточно-Российский и Западно-Российский.
Западно-Российский союз Церкви ХАСД охватывает объединения поместных церквей европейской части России от Калининграда до Урала с духовным центром в Климовске Московской области. На съезде в поселке Заокском Тульской области в помещении Духовной академии в 1994 году было избрано руководство церковной организации во главе с президентом В.Д.Столяром.
Восточно-Российский союз Церкви ХАСД охватывает территорию от Урала до Сахалина с духовным центром в Иркутске. Президентом Союза с 1996 г. является И.Ф.Химинец.
Внутри союзов существуют объединения поместных церквей -региональные союзы (местные конференции), в которые входят на добровольных началах несколько десятков общин (поместных церквей). На территории РФ имеется 10 объединений.
Первичной организацией ХАСД является поместная церковь (община верующих). Ее деятельностью руководит совет церкви, председателем которого является пастор или пресвитер. Высший орган поместной церкви - членское собрание общины. На 1 января 1999 г. на территории РФ действовало более 600 общин и групп АСД, насчитывающих около 60 тыс. членов церкви. Церковь ХАСД имеет в России Духовную академию в пос.Заокском Тульской области, готовящую пасторов, регентов церковных хоров, а также агрономов, которые по специальной программе и методике д-ра Д.Миттлайдера получают образование, делающее их специалистами по выращиванию экологических овощей на любой почве. В каждой общине организованы школы по религиозному обучению детей.
Адвентистское издательство "Источник жизни", расположенное также в Заокском, выпускает различную религиозную литературу:
журналы "Адвентистский вестник", "Благая весть", "Альфа и Омега" и "Богословский Вестник" (журнал для пасторов Церкви), "Образ и подобие" и "Станем друзьями" (молодежные журналы), газеты "Слово примирения" и "Теперь время". Работает радиотелецентр "Голос надежды" (Тула), передачи которого транслируются по Центральному радио и телевидению, и телецентры в Рязани и Нижнем Новгороде.
Закончить этот краткий очерк о Церкви христиан адвентистов седьмого дня хочется словами известного российского ученого С.С.Аверинцева, который, говоря о трансформации протестантизма в нашем столетии, отмечает следующее: "Значение старых конфессий - в их связи с культурной традицией Европы; но именно неопротестантизм приобрел ключевое практическое значение в жизни такой важной части современного мира, как США, и он все более реально присутствует в жизни самых разных стран, включая Россию (где еще к прошлому столетию массовое распространение так называемого штундиз-ма, духоборчества, молоканства и т.п., часто замалчиваемое официальными данными того времени, опровергло благочестивую теорию А.С.Хомякова, согласно которой в православной стране протестантизм не имеет шансов, и где сегодня баптисты, адвентисты и другие неопротестантские деноминации успешно проявляют свойственный им динамизм...)"'.
* Аверинцев С.С. Послесловие // Христианство: Энциклопедический словарь. В Зт. Т.З.М.,1995.С.481.

Hosted by uCoz